VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Определение основных проблем социальной работы с молодой семьей в Волгоградской области методом глубинного интервью

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010865
Тема: Определение основных проблем социальной работы с молодой семьей в Волгоградской области методом глубинного интервью
Содержание
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный университет»
Институт истории, международных отношений и социальных технологий
Кафедра социальной работы и педагогики




Научно-исследовательская работа
по дисциплине «Методы исследования в социальной работе»
Определение основных проблем социальной работы с молодой семьей в Волгоградской области методом глубинного интервью



Научный руководитель:
Выполнил студент группы 
Милютина Юлия




Волгоград 2018
     

     Содержание
     
     Введение	3
       Глава 1. Теоретические основы исследования социальной  работы с молодой семьей	6
       1.1. Методы исследования в социальной работе	6
       1.2. Глубинное интервью как один из методов социальной работы при исследовании молодой семьи	10
       Глава 2. Практическое исследование проблем социальной работы с молодой семьей в Волгоградской области	15
       2.1. Разработка программы исследования проблем социальной работы с молодой семьей методом глубинного интервью	15
       2.2. Обработка полученных результатов и разработка рекомендаций по решению проблем социальной работы  с молодой семьей	16
       Заключение	30
       Список литературы	33
       Приложение	35
     
     

Введение
     
     Актуальность. Семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом общества. Она играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения, в ней формируются основы характера человека, его отношения к моральным и культурным ценностям. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. Таким образом, прочная, духовно и нравственно здоровая семья имеет огромную ценность для общества.
     Однако именно семья относится к числу социальных институтов, наиболее пострадавших в процессе кризисного развития России. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения страны, уменьшилась рождаемость, увеличилось число разводов и неполных семей, заметным образом поменялись семейно-брачные ценности россиян. Все эти изменения особенно отчетливо проявляются в молодой семье как наиболее лабильной и чувствительной к переменам разновидности семьи.
     Проблематика построения семейных отношений во многом обусловлена изменением прежних и появлением новых отношений в молодой семье. В настоящее время в семейных отношениях проявляется индивидуализация, которая приводят к распаду семей и изменения ценностей семейного образа жизни. В результате не всегда молодая семья может справиться со своими проблемами в одиночку. Ей необходима поддержка со стороны социальных органов. 
     Глубинное интервью, как известно, представляет собой неформальную личную беседу, проводимую по заранее намеченному плану и основанную на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Основное достоинство этого метода заключается в том, что он дает возможность получить развернутые ответы, количество и качество которых не предопределены заранее заданными в вопросах формальными и содержательными параметрами. 
     Социальная работа в молодой семье направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно. В этой связи мы хотим рассмотреть те проблемы, которые возникают во время социальной работы с молодой семьей.
     Степень разработанности проблемы. Методы исследования в социальной работе рассматривались в трудах С.С. Новиковой и А.В. Соловьева1, П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой2, О.В. Солодянкиной3, В.А. Ядова4 и др. О глубинном интервью и методах его проведения говорится в работах П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой5, М.А. Соколовой6, Н.П. Щукиной7 и др. Проблемы социальной работы с молодой семьей изучались в трудах таких ученых, как П.Д. Павленок и М.Я. Руднева8, Е.В. Рыбак (с соавторами)9, В.С. Торохтий10, Е.И. Холостова11 и др.
     Объект исследования - проблемы социальной работы с молодой семьей в Волгоградской области.
     Предмет исследования - выявление методом глубинного интервью проблем работы социальных служб Волгоградской области с молодыми  семьями.
     Цель научно-исследовательской работы - исследовать основные проблемы социальной работы с молодой семьей в Волгоградской области методом глубинного интервью.
     Задачи: 
     - рассмотреть методы исследования в социальной работе;
     - определить роль глубинного интервью как метода социальной работы при исследовании молодой семьи;
     - разработать программу исследования проблем социальной работы с молодой семьей методом глубинного интервью;
     - провести обработка полученных результатов;
     - разработать рекомендаций по решению проблем социальной работы с молодой семьей.
     Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания, а также общепедагогические методы: беседа, интервью, опрос, анкетирование, ранжирование, изучение результатов деятельности, анализ документов и литературных источников, обобщение опыта; метод независимых характеристик. Специальное внимание в научно-исследовательской работе было уделено изучению проблемам молодой семьи в Волгоградской области.
     Эмпирическую базу исследования составляют статистические материалы Российской Федерации в целом и Волгоградской области в частности, результаты анкетирования и интервью. 
     Структура научно-исследовательской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
     
Глава 1. Теоретические основы исследования социальной 
работы с молодой семьей
     1.1. Методы исследования в социальной работе
     
     Методы в общем случае – указывает Б.А. Еремеев, - это способы, формы действий, способы решения поставленных задач. Их специфика обусловлена ситуативной активностью исследователя и, в частности, обусловлена исходным определением понятий12.
     Исследования в социальной работе развиваются благодаря широким познавательным возможностям качественной методологии: интервью, наблюдения, анализа текстов. По мнению В.А. Ядова, метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных13.
     Как указывают П.В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова, методы исследования в социальной работе могут классифицироваться по разным основаниям. По способу сбора данных методы делятся на опросные (всевозможные виды опроса и интервью) и неопросные (наблюдение, анализ текстов). В свою очередь, по степени формализации – на формализованные, полуформализованные и неформализованные. Кроме того, все исследовательские программы подразделяются на экспериментальные и неэкспериментальные. В первом случае исследователь контролирует условия, в которых взаимодействуют переменные. Во втором случае такой контроль невозможен или такая задача не ставится14.
     Методы относятся к способам сбора первичной информации, а также к способам обработки и анализа исходных данных. Методы сбора данных включают приемы, связанные с установлением фактов (надежной информации) о единичных событиях или их сочетаниях (например, метод опроса, наблюдения, анализ документов); а также приемы, относящиеся к определению порядка, последовательности событий, или способы фиксирования отдельных событий или их сочетаний (кейс стади, монографические, сплошные, выборочные обследования). 
     В свою очередь, к методам обработки и анализа данных относятся описание и классификация, типологизация, методы качественного анализа: смысловая интерпретация; статистический анализ (поиск статистической закономерности), экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперименты), системный анализ, генетический или исторический анализ, социальное моделирование15. 
     Выделение видов социологического исследования и их классификация строится на разных основаниях. В зависимости от основного метода и технологии его проведения В.А. Ядов выделяют такие виды, как анкетный опрос, интервью, почтовый опрос, наблюдение, экспертный опрос, социометрия, эксперимент, анализ документов16.
     Взяв за основу классификации цели и поставленные задачи, М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги выделяют в прикладном социологическом исследование пилотажное (разведывательное), информационное (или описательное) и аналитическое исследование (сюда входит социальный эксперимент)17. Авторы указывают, что в зависимости от метода сбора эмпирических данных различают опрос, наблюдение и анализ документов18. В зависимости от того, рассматривается ли предмет изучения в статике или в динамике, выделяются такие виды социологического исследования, как точечное и повторное19.
     Кушерец В.И. и Полторак В.А., в зависимости от методов и форм проведения социологического исследования, выделяют как основные виды контент-анализ, наблюдение, социометрию, лингвосоциологические процедуры, социальный эксперимент, а также опрос. В последнем они выделяют два класса: анкетирование и интервью. В анкетировании, в свою очередь, выделяются четыре подвида: почтовое, прессовое, телефонное, раздавальное20.
     Кравченко А.И. при сборе первичных данных выделяет четыре основных метода, каждый из которых имеет по две разновидности:
     1) опрос (анкетирование и интервьюирование);
     2) анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ);
     3) наблюдение (невключенное и включенное);
     4) эксперимент (контролируемый и неконтролируемый)21.
     Возможна классификация и по другим критериям.
     Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности её обоснования и разработки в целом, а также отдельных её положений и разделов в решающей степени зависит успех всего исследования и качество итоговых материалов.
     Программа социологического исследования, указывает Е.П. Тавокин, - документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ22.
     Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования. Основные функции программы социологического исследования - методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая.
     Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического). Методологический раздел программы содержит:
     - формулировку проблемы, обоснование ее актуальности;
     - обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования;
     - формулирование и интерпретация основных понятий, обоснование эмпирических индикаторов;
     - системный анализ объекта и предмета исследования, обоснование его исследовательской модели;
     -  формулировку рабочих гипотез.
     Процедурный (методический) раздел программы содержит:
     - принципиальный (стратегический) план исследования;
     - обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения;
     - выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации;
     - содержательный анализ результатов исследования;
     - оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т.д.23.
     Проблема исследования является исходным пунктом всякого исследования. По своей сущности проблема - это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или организационных действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему - значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.
     Таким образов, в социологическом исследовании активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдения, эксперименты, анализ статистических данных и документов. Одним из методов социальной службы является интервью в работе с молодой семьей.
     
     1.2. Глубинное интервью как один из методов социальной работы при исследовании молодой семьи
     
     Социологическое исследование в работе с семьей начинается с его подготовки. На первом этапе проходит обдумывание цели, программы, плана, определения средств, сроков и способов обработки. Второй этап - сбор первичной информации (записи исследователя, выписки из документов). На третьем этапе проводится подготовка собранной информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка. И, заключительный, четвертый этап - анализ полученной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика24.
     Интервьюирование относится к социологическому опросу, методу получения первичной социологической информации. Всякий опрос основан на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря интервью можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей - с другой.
     Метод глубинного интервью строится на получении первичной социологической информации путем непосредственной беседы интервьюера и респондента. Он основан на вербальном социально-психологическом взаимодействии, представляет собой целенаправленный процесс их общения, осуществляемый согласно исследовательской программе25.
     Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации королевским. Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают». Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.
     Преимущества метода интервью перед письменным опросом заключаются в следующем:
     1) при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
     2) этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
     3) опытный социолог поймет, искренне или нет отвечает респондент. В силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации26.
     Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование - сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высочайшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой информации.
     Глубинное интервью может проводиться по месту работы (учебы) или дома - в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По месту учебы или работы лучше обсуждать вопросы учебного или производственного характера. Но такая обстановка не располагает к откровенности и доверительности. Они достигаются успешнее в домашней атмосфере.
     По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное). Первое предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Ответы респондента фиксируются в бланке интервью. К стандартизированному интервью прибегают, когда нужно получить в виде результата исследования количественные параметры изучаемого явления.
     Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит раскованная беседа по поставленной проблеме, обстановка доверительности. Целью свободного интервью является получение разносторонней информации об объекте исследования, углубление представлений об изучаемой проблеме. Такое интервью удобнее записывать на магнитофон (с разрешения респондента). Возможен и вариант без записи, с фиксацией основных положений беседы после разговора. Здесь сохраняется полная естественность общения, что предопределяет свободное высказывание респондента по большинству вопросов.
     Как указывают П.В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова, глубинные интервью полезны для того, чтобы получить интерпретации относительно установок, ценностей и убеждений. Эти интервью чаще всего проводятся с несколькими хорошо информированными респондентами, а не с большим количеством людей. Зачастую выделяется специальная группа «ключевых информантов» – тех представителей социальной группы, находящейся в центре исследовательского внимания, которые лучше артикулируют и рефлексируют культурные смыслы, действия и отношения, рассказывая о себе и других. Можно называть этих людей «ключевыми акторами» (действующими субъектами), поскольку они способны исчерпывающе отвечать на вопросы, что связывает конкретный вопрос с более широкими культурно значимыми темами27. 
     Содержание интервью с членами молодой семьи во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной для интервью атмосферы. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что респондент полностью «вошел» в беседу, ее можно усложнить. Здесь не исключаются и указания на противоречия в суждениях респондента («Вы только что говорили это, а теперь другое»), и просьбы пояснить позицию («Не могли бы вы пояснить или подробнее рассказать...»), и встречные вопросы («А как вы думаете об этом...»), и уточняющие вопросы («Правильно ли я вас понял?»). В конце интервью подводятся итоги, респондента благодарят за беседу. Время интервью у взрослых - до 1-1,5 часа, учащихся - 45 минут28. 
     Таким образом, социологические исследования представляют собой последовательность определенных этапов деятельности профессиональных социологов, целью которых является изучение некоторых, как правило, проблемных фрагментов социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющих систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессах, их связях, отношениях и зависимостях. Глубинное интервью – это вербальный обмен лицом к лицу, где один человек – интервьюер – пытается получить информацию или выражения мнений, убеждений от другого человека (или от других людей в случае группового интервью). Анализ глубинного интервью позволяет исследователю подробно изучить предметную область, а также выявить личное мнение, представление респондента относительно тех или иных событий. Качество получаемой в ходе интервью информации определяют четыре фактора: личность респондента, личность интервьюера, качество инструмента, ситуация интервью.
     
     
Глава 2. Практическое исследование проблем социальной работы с молодой семьей в Волгоградской области
     
     2.1. Разработка программы исследования проблем социальной работы с молодой семьей методом глубинного интервью
     Постановка проблемы:
     Молодая семья формирует новое поколение, и каким оно будет, зависит от социального благополучия. Социально-экономическая поддержка молодых семей предполагает создание необходимых условий для адаптации ее в условиях тяжелой экономической ситуации, и государству нужно больше создавать национальных проектов, которые способствовали решению проблем молодых семей и молодежи в целом. Государству нужно решение проблем молодежи, иначе мы рискуем остаться без будущего. 
     Объект исследования - проблемы социальной работы с молодой семьей в Волгоградской области.
     Предмет исследования - выявление методом глубинного интервью проблем работы социальных служб Волгоградской области с молодыми  семьями.
     Цель научно-исследовательской работы - исследовать основные проблемы социальной работы с молодой семьей в Волгоградской области методом глубинного интервью.
     Задачи исследования:
     - выявить основные социальные проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи при обращении в социальные службы;
     - установить отношение молодых семей к данным проблемам и к социальной поддержке молодых семей.
     Гипотеза исследования: основным направлением решения проблем социальной работы с молодой семьёй может выступать подготовка молодежи к семейной жизни посредством разработки и внедрения комплекса мер молодежной семейной политики.
     Метод сбора данных: 
     1) анкетный опрос, выборка носила случайный характер;
     2) глубинное интервью с тремя членами молодых семей, выбранных по результатам анкетирования.
     Анкета составлялась в целях ознакомления с предполагаемыми интервьюерами, т.к. постановка вопросов отсеивала тех людей, кто не подходил к необходимым критериям молодой семьи, а ряд вопросов позволял определить тех молодых семьянинов, которые будут задействованы в глубинном интервью. Текст анкеты находится в Приложении. 
     В ходе подготовки и проведения глубинного интервью нами было из участвующих в анкетировании отобрано три человека – женщины, которые, исходя из ответов, фактически не прибегали к помощи социальных служб нашего города и региона. Это стало одним из побудительных направлений в опросе данных членов молодых семей. 
     
     2.2. Обработка полученных результатов и разработка рекомендаций по решению проблем социальной работы 
с молодой семьей
     
     Интервью проводилось в виде свободной беседы на интересующую тему, в ходе которого автор получил от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам, связанными с репродуктивным поведением и установками. Длительность глубинного интервью составляла от 30 до 50 минут (в зависимости от сложности темы для конкретного респондента, а глубина ответа респондента на изучаемый вопрос).
     Глубинное интервью проводилось в нейтральной обстановке (дома у респондентов «с глазу на глаз», без присутствия членов семьи). Интервью записывалось на листик, так как все респонденты отказывались от использования аудиоаппаратуры.
     Результаты социологического исследования, проведенного предварительно, показывают, что большинство из 50 участников анкетирования живут на заработную плату и/или пособие, денежных средств зачастую не хватает, или хватает для приобретения необходимых продуктов и одежды. Остро стоит вопрос  собственным жильем, т.к. большинство или живет с родителями, или снимают квартиру. Один из супругов часто не работает из-за рождения первого ребенка, и у второго супруга встречаются сложности с трудоустройством. То есть, проблемы молодых семей относятся к широко известным проблемам современной российской действительности. следующее. О государстве, и его помощи многие указали, что ждут её в вопросах решения жилищной проблемы и трудоустройства, а так же повышения заработной платы и качественной медицинской помощи. О слабой работе социальных служб указывают ответы о том, что многие не участвуют в государственных программах, фактически не получают другой финансовой помощи (кроме пособий на детей). Респонденты мало что знают о социальных службах города, которые оказывают социальную поддержку молодым семьям. При перечислении вышеуказанных проблем молодых семей мы специально не указываем цифровые данные, т.к. для нас было важно определить те темы для глубинного интервью, которые мы провели по результатам анкеты с тремя респондентами, членами молодых семей: М., 25 лет, высшее образование, работает в коммерческой организации, 1 ребенок, сейчас в декретном отпуске; О., 27 лет, неоконченное высшее образование, молодой специалист, 1 ребенок; С., 29 лет, специалист с высшим образованием, врач, детей нет.
     В ходе интервью звучал вопрос: «Сколько у вас детей, а сколько бы хотели иметь?». Важнейшим фактором, влияющим на репродуктивные установки респондентов, можно считать материальный достаток в семье. Вот ответ одного из респондента: «Чем увереннее я буду стоять на ногах, тем больше детей будет в моей семье, главную роль играет мое желание и желание моего мужа» (О., 27 лет, неполное высшее).
     На вопрос о том, в каком возрасте мужчина может стать папой, а женщина - мамой, респонденты ответили так: «Как только полностью осознают ответственность за воспитание ребенка, его жизнь, за будущее семьи» (О., 27 лет, 1 ребенок); «Мужчина в 27 лет, женщина в 25 лет уже должны иметь одного ребенка» (М., 26 лет, 1 ребенок); «Думаю, оптимальный возраст - 20-35 (а можно и до 45) для женщин и 20-45 (а можно и больше) для мужчин. Ну, нижняя граница - это некий психологический барьер, после которого мужчины и женщины становятся более или менее ответственными… А верхний предел - ограничен лишь здоровьем и возможностью родить и воспитать «полноценного» ребенка» (С., 29 лет, врач, детей нет).
     Респонденты отмечали, что желают, чтобы их дети жили в благополучной стране, где каждый человек представляет собой ценность, где соблюдаются права каждого гражданина. Практически все респонденты сообщили, что хотели бы видеть своих детей счастливыми, здоровыми, обеспеченными материально. Следует отметить, что все трое респондентов желают родить по ребенку, т.к. считают, что один ребенок в семье вырастает в эгоиста и эгоцентриста (слова О., 27 лет).
     Каковы же факторы, влияющие на рождение желаемого числа детей? Отдельные респонденты связывают количество детей с решением жилищного вопроса для своей семьи, и ждут от государства поддержки: «Материальный достаток в семье, наличие собственного жилья - один из самых важных факторов. Надеюсь на государство в решении квартирного вопроса» (С., 29 лет, высшее образование).
     О., 27 лет отметила и такой фактор, как низкое качество медицинских услуг, и даже подчеркнула, что опасается похищения второго ребенка при рождении для продажи другим людям (криминальный фактор - продажа рожденных детей).
     В ходе интервью выявлено такое представление одной из опрашиваемых о качествах современной семьи, как социального института: «Сейчас современная молодая семья является открытой, в ней муж и жена равноправны, и каждый ориентируется на себя (мы считаем, что как молодая семья мы сами ответственна за своё благополучие)» (С., 29 лет, высшее образование). Но, в то же время последовало указание, что «наша семья является ориентированной в первую очередь на ценности, не связанные с подрастающим поколением (совместные развлечения, материальное благополучие), и для нас характерна сплочённость, стремление поддерживать здоровый образ жизни» (С., 29 лет, высшее образование). Главными условиями семейного благополучия, по мнению опрошенных респондентов, являются любовь между супругами, а так же материальный достаток и отсутствие жилищных проблем, в меньшей степени – согласие во взглядах и интересах супругов и наличие детей. На вопрос о помощи, и кто ее оказывает молодым семьям, респонденты ответили, что можно надеяться только на родных и близких, а остальные «только обещают» (М., 25 лет).
     Тяжелое материальное положение и жилищная проблема являются так же и главными причинами семейных конфликтов. Но, фактически все респонденты основными причинами семейных разногласий называют причины психологического рода. В то же время, в ходе интервью выявилось, что молодые супруги не владеют необходимыми психологическими приемами решения внутрисемейных проблем и конфликтов.
     В ходе интервью выявлен так же высокий спрос молодых семей на разнообразную информацию широкого спектра: в первую очередь информацию о проблемах трудоустройства на рынке труда; информации о работе социальных служб, оказывающих помощь семьям; о юридических правах молодой семьи, юридической поддержке материнства и детства; определен невысокий спрос респондентов на услуги социальных служб.
     Характерным для этого звучали слова М., 25 лет, указавшей, что «с социальной помощью я столкнулась после рождения дочери, когда оформляла документы для получения пособий и материальной помощи от области (в прошлом году мы получили 25 тысяч рублей)». 
     На вопрос: «В каких услугах социальных служб ваша семья нуждается?» все три респондента указали консультирование и оказание финансовой помощи, но при этом уточнили, что социальные и прочие службы в городе направлены на то, что бы оформлять гарантированные государством выплаты молодым семьям, «а на большее они не уполномочены» (С., 29 лет).
     Респонденты ответили, что знают о городских службах поддержки детей и семей с детьми, психологических, юридических и других службах, созданных в поддержку семьи и детства, но не обращаются туда, т.к считают, что сами справятся со своими проблемами, а для «разных этих служб нужно собирать кучу бумажек, терять время, что бы потом выяснилось, что это не в их компетенции» (О., 27 лет).
     Таким образом, глубинное интервью обозначило две главные проблемы работы социальных служб Волгоградской области: во-первых, это зависимая от государства структура, работающая в рамках законодательства и внутренних положений; во-вторых, молодые семьи выпадают из сферы деятельности социальных служб, т.к. являются как бы «побочным» направлением их социальной деятельности.
     Рассматривая проблемы социальной работы и перспективы развития современной молодой семьи, мы, вслед за авторами книги «Молодая семья в современном обществе» (2016 г.)29 учитываем основные концепции общества риска. Понятие введено немецким социологом У. Беком. Ульрих Бек делает акцент на изменении установок в социальном производстве, прежде всего в производстве нового знания и новых моделей социального взаимодействия. Суть изменения состоит в том, что «логика производства богатства» сегодня уступает «логике производства риска». Современное общество, таким образом, становится «обществом риска»30. 
     Проблемы социальной работы с молодой семьёй, исходя из идеи «общества риска», определяется тем, что, согласно большинству концепций, общество риска, возникает на основе детрадиционализации, т.е. разрушения традиционных форм социального порядка, трансформации социальной структуры, роли и значений социальных классов, ценностно-нормативной системы и системы социальной защиты. Вследствие такой трансформации в жизни индивидов и групп возникают неопределенность, непредсказуемость и незащищенность31. К группе риска можно отнести семьи, у которых имеются отклонения от нормы по социальным, поведенческим, педагогическим и другим критериям32. 
     Для понимания кризисных явлений в молодых семьях, важно учитывать, что «общество риска» определяется как специфический способ организации социальных связей в современном мире, взаимодействие и отношения людей в условиях переходного состояния, когда воспроизводство жизненных ценностей приобретает не социальный, а случайный характер, вытесняясь производством самого риска. Социальная работа с молодой семьей (психолого-педагогическая, медицинская помощь, правовое воспитание и т.п.), таким образом, рассмотрена как аспект «управления риском». Согласно У. Беку, управление риском станет возможным при условии перехода обществ к высшей стадии развития - рефлексирующей современности (reflexive modernity). Она состоит в умении социальных субъектов осознавать и поддерживать постоянное теоретическое понимание оснований своей деятельности, определять меры безопасности и оценивать перспективы индивидуального и коллективного воздействия на риск33.
     Сегодня в теории и практике социальной работы большое распространение получили типологии семей «групп социального риска». К факторам или критериям социального риска можно отнести: 
     - социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия, безработица родителей); 
     - социально-демографические факторы (отсутствие одного или обоих родителей, повторный брак, неродной ребенок в семье); 
     - медико-санитарные факторы (неблагоприятные условия проживания, хронические заболевания родителей, наличие в составе семьи инвалидов, отягощенная наследственность); 
     - психолого-педагогические факторы (нарушение межличностных внутрисемейных отношений, деформирование ценностных ориентаций членов семьи, предразводная и послеразводная семейная ситуация, педагогическая несостоятельность родителей, отчуждение между родителями и детьми, недостаток эмоционального и доверительного отношения родителей с ребенком, дефекты воспитания и т. д.); 
     - криминальные факторы (семейная (домашняя жестокость), паразитический образ жизни родителей, пьянство родителей и т. д.)34.
     Таким образом, понятием «семья группы риска» определяется тип семьи, в которой существует отклонение от норм, не позволяющее ее определить как благополучную семью. Отклонения не всегда являются дезадаптирующими факторами, порой компенсируются другими характеристиками. 
     К семьям «социального риска» относят: малообеспеченные семьи; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи с высокой иждивенческой нагрузкой (многодетные, имеющие в составе инвалидов); семьи, имеющие ребенка с проблемами в развитии; неполные семьи (в том числе с несовершеннолетними матерями); семьи военнослужащих срочной службы; студенческие семьи (особенно те, в которых есть дети) и другие. 
     Семьи, относящиеся к группе социального риска, - это реальные и потенциальные клиенты социальных служб, которые в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств могут попасть в социально опасное положение (или быть отнесенными к категории неблагополучных), если им не будет оказана своевременная и адекватная ситуации социальная поддержка профилактического характера35.
     На практике социальной работы видно, что отнесение семьи к категории групп риска может быть не только из-за бедности, малообеспеченности, но также причиной могут выступать другие социальные обстоятельства. Отнесение молодой семьи к группе социального риска осуществляется по двум подходам: категориальному и индивидуальному. При категориальном подходе семья по определенным признакам относится к одной из традиционных неблагополучных групп. При индивидуальном подходе учитываются обстоятельства жизненной ситуации, проводится социальная диагностика этих обстоятельств, составляется план реабилитации и адаптации ребенка (детей), живущих в конкретной семье. Индивидуальный подход подразумевает, что информация о ребенке, живущем в семье группы риска, поступает от у.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%